Shtrih Market
Звоните с 09:00 до 18:00, в рабочие дни с пн. по пт., вых - сб., вс.
Звоните с 09:00 до 18:00, в рабочие дни с пн. по пт., вых - сб., вс.
Ваш город: Краснодар
Ваш город Краснодар?
03.10.2022
520

Всё о технологии штрихового кодирования

Что такое технология штрихового кодирования?

Для эффективного учет движения товаров в организации необходима технология, позволяющая присваивать каждому товару уникальный код, и обеспечивать быстрое считывание кода при минимальных ошибках. Именно этим условиям и удовлетворяет технология штрихового кодирования товаров, уже давно и успешно применяемая западными фирмами. Основа этой технологии - представление кодов в различных графических формах, которые обеспечивают как понятную для человека форму кода, так и форматы, предназначенные для считывания сканерами штрих-кода. На настоящий момент насчитывается около 20 форматов штрих кодов (включая модификации), различающихся, в основном, областями применения. Каждый штрих код (символика) разработан с точки зрения оптимизации следующих параметров:

  • Высокая информационная плотность, или высокое разрешение. Штрих-коды малых размеров могут использоваться в изделиях с ограниченным местом для крепления (например, на печатных платах) и нести столько же информации, сколько штрих-коды большего размера.
  • Оптимальное расположение данных, когда возможность ошибок чтения практически нулевая. Этот параметр важен там, где даже малейшая ошибка может потянуть за собой серьезные нарушения. Например, это применимо к медицинским учреждениям и лабораториям.
  • Легкость дешифровки. Некоторые штрих коды используют простую технологию кодирования и широко поддерживаются производителями сканеров.

Штрих коды, например, используемые в розничной торговле, имеют точно определенное содержание данных. Эти данные в штрих-коде структурированы, что позволяет обеспечить удобство считывания как для человека, так и для сканера. Существуют штрих-коды, разработанные с поддержкой обширного количества наборов символов, в то время как другие штрих-коды поддерживают лишь цифровые данные.

Некоторые форматы имеют механизм контроля корректности, заключающийся в вычислении одной части кода по другой. Самые распространенные форматы штрих-кодов в России: EAN-13 (EAN-8) для нанесения на товары и продукцию и ITF для использования на транспортных упаковках. В США распространены штрих-коды формата UPC, их можно наблюдать на импортируемых товарах.

О технологии штрихового кодирования

Роль сканеров штрих-кода

Одна из основных частей технологии штрихового кодирования - использование сканеров штрих-кодов. Сканеры штрих-кодов различаются как по способу подключения к компьютеру, так и по возможностям. В наше время практически все выпускаемые сканеры могут считывать наиболее популярные форматы кодов, такие как EAN-13 (EAN-8), UPC A, UPC E, ITF, Code 39, ISBN. Во время считывания сканеры штрих-кода самостоятельно "разбирают" сканируемый код, проверяют его корректность и способны его модифицировать, например, производя перекодировку из одного формата в другой. В результате сканер выдает строку символов, которая представляет штрих-код в форме, понятной для человека. По способу подключения сканеры делятся на подключаемые в COM-порт компьютера или в разъем клавиатуры. В последнем случае сканер имитирует работу клавиатуры и, вследствие этого, к строке со считанным штрих-кодом необходимо добавлять специальные символы в случае, если необходимо отличать ввод штрих-кода от простого набора на клавиатуре. Более подробно вопрос подключения сканеров штрих-кода мы рассмотрели в нашей статье.

Сканеры штрих-кода в технологии штрихового кодирования

О штрих-кодах: общие требования и рекомендации

Важный аспект технологии штрихового кодирования - уникальность каждого штрих-кода для продукции, что вызывает необходимость в их централизованном распространении. Для решения этой задачи в 1977 году была создана международная некоммерческая и неправительственная организация EAN International, представителем которой в России является "Ассоциация автоматической организации ЮНИСКАН/EAN Россия". На данный момент организация функционирует под наименованием GS1 и успешно продолжает свою работу. Представитель в России - GS1 Russia. Ассоциация предоставляет производителю штрих-коды на его продукцию, для получения которых необходимо в ней зарегестрироваться. Выдаваемые в России коды EAN-13 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460-469 - эти цифры означают, что товар был произведен в Российской Федерации. Префиксы 20-29 выделены для так называемых внутренних кодов - предприятие может не регистрировать коды с такими префиксами и свободно использовать их для внутреннего контроля (например, нанести на оборудование для последующей инвентаризации).

Второй этап после регистрации штрих-кода - нанесение его на товар. Для того, чтобы нанести штрих-код на товар, можно воспользоваться различными способами: от типографической печати штрих-кода прямо на товаре (такой метод применим, например, для книг и журналов) до приклеивания этикетки с напечатанным штрих-кодом вручную (при фасовке товара, инвентаризации). Для печати штрих-кода на различных клейких этикетках применяются термо и термотрансферные принтеры, а также для некоторых типов этикеток применима и печать на обычных лазерных принтерах. Если существует необходимость печати этикетки для весового товара, то существует возможность печати этикетки на весах со встроенным принтером и при помощи комплекса "Весы-принтер", который наша компания Штрих-Маркет подробно рассмотрела в своих статьях.

Общие требования к нанесению штрих-кода

При создании изображения штрих-кода также нужно учитывать некоторые моменты. В разрабатываемой композиции элементы изображения должны соответствовать следующим требованиям:

  • Отдельные точки должны иметь диаметр не менне 0.3 мм
  • Тонкие линии должны иметь толщину не менее 0.25 мм
  • Замкнутая рамка в виде тонкой линии должна иметь толщину в 2-3 раза превышающую минимальную. Это применяется для уменьшения абразивного износа линии, печатаемой поперек направления печати
  • В композиции следует избегать сочетания крупных плашечных полей и мелких элементов изображения одного цвета, текста, напечатанного вывороткой шрифтом менее 3 мм
  • При печати символов маленьких размеров лучше всего использовать моноширинные шрифты
  • Расстояние между началом печатных элементов и краем печатного материала (пленки, пакета) должно быть не меньше 10 мм, т.е. печать с полями на вылет не допускается.

Рекомендации по печати штрих-кода

При считывании штрихового кода сканер реагирует на чередование темных и светлых полей (штрихов и пробелов), поэтому контраст между ними должен быть достаточным для его работы. Из-за того, что лазерный луч сканера красного цвета, то он "видит" цвета также, как человек, носящий очки с красными линзами.

Как правило, для печати штрихового кода используются темные краски (черная, коричневая, зеленая, синяя) на светлом фоне (белом, желтом, оранжевом). При этом нужно выбирать краски тех цветов, которые уже имеются на упаковке и предусмотрены дизайном, с соблюдением требований контрастности. Недопустимо печатать полосы штрих-кода разными красками - в таком случае Вы нарушите контрастность и штрих-код либо не считается, либо считается некорректно. В идеальных условиях штрихи должны быть совершенно черными, а промежутки между ними - абсолютно белыми для обеспечения максимально возможной контрастности.

Если придерживаться основных правил, касающихся цвета, контраста и изображения, то можно создавать читаемые штриховые коды любых цветов и на любом типе упаковочного материала. Ниже приведены сочетания штриховых кодов, считываемые и не считываемые сканером.

Цветовые сочетания штрих-кода, считываемые сканером:

Цветовые сочетания штрих-кода, которые считываются при определенных условиях:

Цветовые сочетания штрих-кода, которые не считываются:

Если штрих того же цвета, что и фон, то цвет может быть черным, фиолетовым, голубым при соблюдении правила оптической плотности фона меньше, чем 0.12.

При печати следует избегать применения зеркально отражающих материалов для получения фона или штрихов. Не рекомендуется в качестве фона использовать лаковое покрытие.

При размещении кода на этикетке, пленке, пакете необходимо в первую очередь придерживаться следующего правила: "Направление движения этикетки, пленки, пакета при печати должно быть параллельным штрихам кода".

Номинальные размеры символа штрихового кода EAN-13 (в соответствии с ГОСТ Р 51201-98):

  • Ширина символа - 37,29 мм
  • Высота символа - 26,26 мм
  • Высота штриха - 22,85 мм
  • Минимальная свободная зона выше и ниже штрихов 0,33 мм (или 1Х)
  • Минимальная свободная зона слева от штрихов - 3,63 мм (или 11Х)
  • Минимальная свободная зона справа от штрихов - 2,31 мм (или 7Х)
  • Штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены ВНИЗ на 1,65 мм (или 5Х). Допускается как пропорциональное увеличение стандартного символа EAN от коэффициента 1,0 до 2,0, так и уменьшение до коэффициента 0,8.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) по штриховому кодированию

Приказом Госстандарта России №92 от 30.04.93 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ТК 355 "Автоматическая идентификация". Одним из направлений деятельности ТК 355 является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации. В настоящее время Госстандартом России приняты следующие нормативные документы по стандартизации:

Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р):

  • ГОСТ Р 51001-96 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "2 из 5 чередующийся" (EN 801)
  • ГОСТ Р51001-96 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "Код 39" (EN 800)
  • ГОСТ Р 51003-98 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "Код 128" (EN 799)
  • ГОСТ Р 51201-98 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "ЕАН/ЮПиСи" (EN 797)
  • ГОСТ Р 51294.1-99 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Идентификаторы символик"
  • ГОСТ Р 51294.2-99 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Описание формата требований к символике"
  • ГОСТ Р 51294.3-99 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения"
  • ГОСТ Р 51294.4-2000 (ИСО/МЭК 15459-1-99) "Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Общие положения"
  • ГОСТ Р 51294.5-2000 (ИСО/МЭК 15459-2-99) "Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Порядок регистрации"
  • ГОСТ Р 51294.6-2000 (ИСО/МЭК 16023-2000) "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики MaxiCode (Максикод)"
  • ГОСТ Р 51294.7-2001 (ИСО/МЭК 15416-2000) "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниям качества печати" с датой введения 1 октября 2001 г.

Рекомендации по стандартизации:

  • р 50.1.20-99 (ЕНВ 1649-95) "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Факторы, влияющие на считывание символов штрихового кода" (ENv 1649)

Читайте также: