Для эффективного учет движения товаров в организации необходима технология, позволяющая присваивать каждому товару уникальный код, и обеспечивать быстрое считывание кода при минимальных ошибках. Именно этим условиям и удовлетворяет технология штрихового кодирования товаров, уже давно и успешно применяемая западными фирмами. Основа этой технологии - представление кодов в различных графических формах, которые обеспечивают как понятную для человека форму кода, так и форматы, предназначенные для считывания сканерами штрих-кода. На настоящий момент насчитывается около 20 форматов штрих кодов (включая модификации), различающихся, в основном, областями применения. Каждый штрих код (символика) разработан с точки зрения оптимизации следующих параметров:
Штрих коды, например, используемые в розничной торговле, имеют точно определенное содержание данных. Эти данные в штрих-коде структурированы, что позволяет обеспечить удобство считывания как для человека, так и для сканера. Существуют штрих-коды, разработанные с поддержкой обширного количества наборов символов, в то время как другие штрих-коды поддерживают лишь цифровые данные.
Некоторые форматы имеют механизм контроля корректности, заключающийся в вычислении одной части кода по другой. Самые распространенные форматы штрих-кодов в России: EAN-13 (EAN-8) для нанесения на товары и продукцию и ITF для использования на транспортных упаковках. В США распространены штрих-коды формата UPC, их можно наблюдать на импортируемых товарах.
Одна из основных частей технологии штрихового кодирования - использование сканеров штрих-кодов. Сканеры штрих-кодов различаются как по способу подключения к компьютеру, так и по возможностям. В наше время практически все выпускаемые сканеры могут считывать наиболее популярные форматы кодов, такие как EAN-13 (EAN-8), UPC A, UPC E, ITF, Code 39, ISBN. Во время считывания сканеры штрих-кода самостоятельно "разбирают" сканируемый код, проверяют его корректность и способны его модифицировать, например, производя перекодировку из одного формата в другой. В результате сканер выдает строку символов, которая представляет штрих-код в форме, понятной для человека. По способу подключения сканеры делятся на подключаемые в COM-порт компьютера или в разъем клавиатуры. В последнем случае сканер имитирует работу клавиатуры и, вследствие этого, к строке со считанным штрих-кодом необходимо добавлять специальные символы в случае, если необходимо отличать ввод штрих-кода от простого набора на клавиатуре. Более подробно вопрос подключения сканеров штрих-кода мы рассмотрели в нашей статье.
Важный аспект технологии штрихового кодирования - уникальность каждого штрих-кода для продукции, что вызывает необходимость в их централизованном распространении. Для решения этой задачи в 1977 году была создана международная некоммерческая и неправительственная организация EAN International, представителем которой в России является "Ассоциация автоматической организации ЮНИСКАН/EAN Россия". На данный момент организация функционирует под наименованием GS1 и успешно продолжает свою работу. Представитель в России - GS1 Russia. Ассоциация предоставляет производителю штрих-коды на его продукцию, для получения которых необходимо в ней зарегестрироваться. Выдаваемые в России коды EAN-13 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460-469 - эти цифры означают, что товар был произведен в Российской Федерации. Префиксы 20-29 выделены для так называемых внутренних кодов - предприятие может не регистрировать коды с такими префиксами и свободно использовать их для внутреннего контроля (например, нанести на оборудование для последующей инвентаризации).
Второй этап после регистрации штрих-кода - нанесение его на товар. Для того, чтобы нанести штрих-код на товар, можно воспользоваться различными способами: от типографической печати штрих-кода прямо на товаре (такой метод применим, например, для книг и журналов) до приклеивания этикетки с напечатанным штрих-кодом вручную (при фасовке товара, инвентаризации). Для печати штрих-кода на различных клейких этикетках применяются термо и термотрансферные принтеры, а также для некоторых типов этикеток применима и печать на обычных лазерных принтерах. Если существует необходимость печати этикетки для весового товара, то существует возможность печати этикетки на весах со встроенным принтером и при помощи комплекса "Весы-принтер", который наша компания Штрих-Маркет подробно рассмотрела в своих статьях.
Общие требования к нанесению штрих-кода
При создании изображения штрих-кода также нужно учитывать некоторые моменты. В разрабатываемой композиции элементы изображения должны соответствовать следующим требованиям:
Рекомендации по печати штрих-кода
При считывании штрихового кода сканер реагирует на чередование темных и светлых полей (штрихов и пробелов), поэтому контраст между ними должен быть достаточным для его работы. Из-за того, что лазерный луч сканера красного цвета, то он "видит" цвета также, как человек, носящий очки с красными линзами.
Как правило, для печати штрихового кода используются темные краски (черная, коричневая, зеленая, синяя) на светлом фоне (белом, желтом, оранжевом). При этом нужно выбирать краски тех цветов, которые уже имеются на упаковке и предусмотрены дизайном, с соблюдением требований контрастности. Недопустимо печатать полосы штрих-кода разными красками - в таком случае Вы нарушите контрастность и штрих-код либо не считается, либо считается некорректно. В идеальных условиях штрихи должны быть совершенно черными, а промежутки между ними - абсолютно белыми для обеспечения максимально возможной контрастности.
Если придерживаться основных правил, касающихся цвета, контраста и изображения, то можно создавать читаемые штриховые коды любых цветов и на любом типе упаковочного материала. Ниже приведены сочетания штриховых кодов, считываемые и не считываемые сканером.
Цветовые сочетания штрих-кода, считываемые сканером:
Цветовые сочетания штрих-кода, которые считываются при определенных условиях:
Цветовые сочетания штрих-кода, которые не считываются:
Если штрих того же цвета, что и фон, то цвет может быть черным, фиолетовым, голубым при соблюдении правила оптической плотности фона меньше, чем 0.12.
При печати следует избегать применения зеркально отражающих материалов для получения фона или штрихов. Не рекомендуется в качестве фона использовать лаковое покрытие.
При размещении кода на этикетке, пленке, пакете необходимо в первую очередь придерживаться следующего правила: "Направление движения этикетки, пленки, пакета при печати должно быть параллельным штрихам кода".
Номинальные размеры символа штрихового кода EAN-13 (в соответствии с ГОСТ Р 51201-98):
Приказом Госстандарта России №92 от 30.04.93 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ТК 355 "Автоматическая идентификация". Одним из направлений деятельности ТК 355 является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации. В настоящее время Госстандартом России приняты следующие нормативные документы по стандартизации:
Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р):
Рекомендации по стандартизации: