Психологи утверждают, что 80% людей к воровству не склонны, но, если жизнь, заставит, украдут. 10% не покусятся на чужое ни при каких обстоятельствах. Ещё 10% только и смотрят, где что плохо лежит. Это не клептоманы, коих единицы, а вульгарные воришки.
Если верить данным "Немецкой волны", то в прошлом году вор-покупатель украл в среднем на 50 евро, вто время как вор-продавец на все 685 евро. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют сделать обобщенный вывод о том, что доля персонала значительно выше, так как подсчеты ведутся в денежном выражении, персонал имеет больший доступ к товару, лучше знает, где что "не так лежит", ценность товара, систему охраны и т.д.
По нашим оценкам, от 35% до 60% потерь от воровства приходится на долю "усилий" персонала. Воруют вне зависимости от успешности торговой точки, вида товара и собственного статуса в компании.
По информации газеты "Россия", на сегодняшний день магазинный ор - каждый одиннадцатый человек планеты. В связи с кражами из магазинов за прошедшие 5 лет было задержано 10 миллионов человек.
Сотрудники магазина наносят вдвое больший ущерб, чем покупатели. И это только по хищениями. Но сотрудники имеют ещё и ины возможности нанесения вреда товару, например: несоблюдение режимов и сроков хранения, умышленная порча товара, некорректное приходование, сговор с покупателями, хищение денег кассирами и т.д.
На каком этапе товародвижения легче всего совершить кражу?
Легче всего совершить то преступление, для которого не требуются сообщники. С этой точки зрения проще съесть что-либо из товаров продуктового ассортимента, когда никто не видит. Или, пользуясь отсутствием контроля за входом и входом сотрудников, просто вынести товар на себе. Поэтому товар более всего "беззащитен" на этапе хранения, т.е. при нахождении в кладовых, в фасовочных и т.п. помещениях. А сколько возможностей открывается у сотрудников при хищении товара в сговоре с поставщиком товара (экспедитором), покупателем, кассиром, контролером или охранником - трудно себе представить
Способы хищения:
Технические средства - три кита безопасности, или скупой платит трижды!
Помимо налаженной товароучетной системы, необходимы и дополнительные технические средства, позволяющие минимизировать хищения как собственными сотрудниками, так и вашими клиентами.
Противокражные системы различаются по виду используемого сигнала (радиочастотные, акустико-магнитные, электромагнитные и др.), так и по внешнему дизайну (в т.ч. и невидимые системы защиты от краж).
Вопросы надежности, аналитики, наращивания и усиления системы защиты от краж у краснодарских предпринимателей "решаются по мере их возникновения". Некачественные системы не предусматривают и дальнейшего усовершенствования, включения последних разработок в имеющуюся аппаратуру. Мы считаем, что лучше один раз сосчитать деньги и вложить их в надежную и передовую систему, чем считать постоянно. А сколько ещё надо вложить, чтобы все нормально работало?
Таким образом, российский предприниматель платит многократно. Первый раз - когда устанавливает противокражную аппаратуру "попроще". Второй раз - когда начинаются и с течением времени возрастают потери. Третий раз - когда занимается переоборудованием своей безопасности.
Нормальным считается срок окупаемости от года до полутора. Мировая практика показывает, что срок службы качественного оборудования никак не меньше 5-6 лет. За это время вы заработаете в пять раз больше, чем потратили в начале.
Категории "воров":
Кассиры (в том числе в сговоре с покупателями, торговым персоналом, службой безопасности) - 30-50%. Хищения со стороны кассиров - это "вечная головная боль" даже для престижных торговых комплексов.
Менеджеры, управляющие, директора магазинов - 20-30%. Даже топ-менеджер - это тот же наемный работник с присущими отрицательными качествами. Менеджеры могут воровать как самостоятельно, используя административный ресурс, так и в сговоре с другими сотрудниками, используя право контроля и распоряжения товаром.
Торговый персонал среднего и нижнего уровня - 10-30%. Продавцы и грузчики супермаркетов "умыкают" в основном продукты питания, которые, как правило, в магазине же и съедают.
Сотрудники подразделений охраны - 10-20%. Близость товара и уверенность в безнаказанности. Нередко охранников используют для хищения товаров или денег через систему льготных продаж.
Административные меры против воровства персонала:
Эффективный учет всего товара на всех этапах товародвижения. Директор в любое время должен иметь возможность получить полную информацию о месте нахождения товара в магазин и его количестве. Ничто так не толкает сотрудников к воровству, как понимание изъянов в учете.
Работающая система коллективной и индивидуальной материальной ответственности. Реализация принципа "не желаю платить за других их своего кармана" с советских времен продолжает играть заметную роль в предотвращении безразличия и круговой поруки.
Неотвратимость наказания. Любое происшествие, любая недостача должны рассматриваться как ЧП.
Оптимизация технологического процесса с точки зрения предотвращения потерь. Руководство магазина должно выбрать время, пригласить специалистов (для "свежего взгляда") и очень тщательно проанализировать весь процесс товародвижения.
Подбор и обучение персонала.
Контроль. На всех этапах и стадиях торговли, на всей территории магазина и за всеми сотрудниками!
Проверочные мероприятия (инвентаризации, ревизии, сверки и пр.) должны проводиться периодически и внезапно.